Путешествие в Средневековую Францию

      В один промозглый, хоть и солнечный день, я с мужем и сыном отправилась в Средневековье. Ехать то всего 40 минут, и машина времени не нужна, только самая обычная машина.

      Деревушка Saint-Michel находится в предгорье Альп. К ней ведет еще не горный серпантин, но уже отвесная дорога. Мне и этого хватает, чтобы чувствовать тошноту, комок в горле и заложенные уши. Дитя Воронежских степей на высоте 1000 м. над уровнем моря – это печальное зрелище. Ко всему привыкаешь, но французские извилистые донельзя дороги – сплошное издевательство над человеком. Есть конечно прямая и широкая автомагистраль, но во первых она есть не везде, а во вторых она платная и стоит достаточно дорого.

      Но когда добираешься до места назначения, про «морскую болезнь» в дороге обычно забываешь. Только на высоте можно увидеть горизонт, и на фоне ослепительно голубого неба Прованса – горы. А небо здесь совсем особенное, тонко-прозрачное, потому как это самый чистый район Европы, свободный от промышленного загрязнения воздуха. Из-за этого над самой деревушкой находятся две астрономические обсерватории – одна для туристов и детей, и вторая для астрономов, работающих на всякие научные институты и гос. программы. И официальное название деревни сегодня во всех гидах - Saint-Michel-l’Observatoire, хотя деревне 700 лет, а обсерватории нет и 50…

      Любой ракурс, пейзаж, открывающийся уже со стоянки авто просит кисти художника. И они там есть, художники, когда нет ветра, потому как Мистраль- средиземноморский порывистый ветер до 150 км/ч - уносит не только мольберты, но и самих живописцев. И поэтому деревушки в горах построены по одному круговому принципу. Но если все старые города на равнине построены просто по кругу – т.е. есть внешняя городская стена из домов, а внутри сам город, площади, рынок, мэрия и т.п., то горные деревушки - по спирали, заворачивающийся внутрь. И иногда представляют собой этакий человейник, крытый сплошной крышей с лабиринтом переходов внутри от домов к площадям, дорогам... Такое я видела еще только в Италии, в Дольче Аква, и несмотря на сходство архитектуры, причина такого «города-в-себе» разная – итальянцы так спасались от нещадного солнца, а французы в предгорье Альп – от убийственного ветра.

      Сан-Мишель не такая закрытая раковина, но все таки с круговой обороной стен. И в старый город ты заходишь через центральные ворота, которые так и называются – La Porte Centrale. И все, с этого момента ты забываешь, что ты приехал на машине, а чуть выше, за макушкой колокольни, торчит купол обсерватории. На узких, извилистых улицах кипит жизнь средневекового города. Первый, кого я встречаю – пейзанин с козой. Стоит себе, улыбается. Сын Тимоха, естественно пошел с козой устанавливать дружеские и не совсем дипломатичные отношения, поэтому пришлось тоже рядом стоять, улыбаться. Пока я молчала, месье тоже молчал, но стоило спросить как козу зовут, как сразу последовал обычный вопрос –а вы откуда? Англичанка? Туризм? Да нет, говорю, я здесь недалеко живу и я русская. – Оооо! Тогда вам наш сыр от этой козы понравится! – и подзывает парня с лотком, которого я сначала не заметила. Надо сказать, что сыр я – не люблю. В России – обожала, наш Российский, колбасный, Янтарь... И согласна в целом, теперь, что это сырная подделка, а не сыр, но предпочитаю подделку! По началу я все хотела тут попробовать, покупала каждое новое название, и не было им конца. Но однажды купила особенно дорогой и вонючий рокфор… И все, больше я сыр не люблю. Французский. И даже от очень симпатичной козы.

      Пока я общалась с обаятельнейшим крестьянином, который оказался фермером, с целым выводком таких копытно–рогатых и собственной сыроварней, Тимофей принимал участие в уличном балагане. Фокусник-пройдоха развлекал детвору прямо посреди улицы незатейливыми конкурсами и шутками. А за спинами толпы, образовавшейся вокруг фокусника, ходил парень с довольной ухмылкой, воровскими ужимками и в шляпе-треуголке надвинутой на хитрющие глаза. Площадной воришка. А не зевай!

      Тимоха визжал от восторга, а я не верила своим глазам. Мне самой начало мерещится, что одета я в платье с длинной юбкой, а не джинсы, волосы у меня элегантно заколоты и хожу я величаво, словно пава. Если уж представлять себя в средневековье, то не меньше, чем принцессой! И фермер, и фокусник, и воришка, и местная ведьма, и кузнецы, и торговцы, и просто базарный люд, не считая залетной публики вроде нас – все были одеты в костюмы XV-XVI веков!!! И так древняя брусчатка площади и дорог для достоверности была закидана сеном, а из некоторых окон местных жителей свешивались флаги и скрижали с гербами.

      Сами жители этой деревушки одеваются на средневековый период соответственно, хозяева ресторанчиков выставляют длинные деревянные столы на улицах, вместо привычных зонтиков и пластиковых стульев, и продают «коктейль Синей бороды», например. В толпе с туристами расхаживают рыцари, дамы, крестьянки, воины в доспехах. Можно увидеть чернокожего рыцаря и китаянку-принцессу в остроконечной шляпе с вуалью... Господа, это больше чем историческая реконструкция, это жизнь средневекового города, в которую вовлекаются посторонние, приезжие, простые жители деревни, а не только те, кто этим интересуется. Это наложение эпох, дух средневекового балагана, карнавала, который гениально описал Бахтин.

      Естественно, это еще и возможность заработать для тех, кто делает своими руками игрушки, сувениры, посуду под старину, всевозможные яства – от пирогов по старинному рецепту до буженины. Базар, он, в средневековье, больше чем базар. Здесь можно купить и жареные каштаны со стаканом горячего глинтвейна, погадать по руке – бесплатно!, и найти антикварные вещицы. А кузнецы сосредоточенно делают свою работу прямо у тебя на глазах. Технология и изделия – повторяют средневековые до мелочей. И для меня это самый интересный спектакль на этом празднике духа Истории. Все, что делается руками вызывает у меня неподдельное уважение и интерес, но только кузнечное дело - священный трепет. Это алхимия огня и металла, воды, воздуха и земли. Все пять элементов жизни здесь представлены в своем первобытном, неприрученном состоянии, и к ним добавляется шестой – творчество. Алхимия создания формы из первичного материала, волшебство, творимое у тебя на глазах.

      Как бы ни было все весело и волшебно, а время обеда – это свято. Особенно во Франции. Есть шутка, что если какой-нибудь бессовестный агрессор захочет завоевать Францию, ему просто нужно будет атаковать во время обеда. И никто не заметит захвата. Обед. И если зеваки, вроде нас, ели на ходу блины, каштаны с пылу-жару, и запивали это горячим вином, то средневековый город продолжал жить в своей эпохе. Прямо посреди улицы, около крепостной стены, был разведен огонь и подвешен котелок. Не знаю, что там варилось, но пахло очень вкусно! Правда чашки и тарелки у многих были вполне современные. А те, кого к костру не позвали разместились за деревянными столами в ресторанчике, где и наряд официантки, и названия блюд были соответствующими посетителям.

      Что еще может происходить в средневековом городе во время народного гулянья? Балаган! Т.е. театральное представление прямо посреди улицы с любимой марионеткой французов Гугиньолем, акробаты и жонглеры, баллады менестрелей под аккомпанемент старинных инструментов, которым даже местные не помнят названия. А еще, раздача подарков детям – Рождество ведь на носу! Крестьянки, довольно цыганского вида, на середину площади вытащили огромный мешок в разноцветных заплатках и стали зазывать детей за подарками. Ребетня сбежалась как мыши на сыр, и дамы пропали из вида. Минут через десять, когда свора рассосалась, а брусчатка покрылась фантиками, я увидела своего сына на коленях у менестреля, с которым он щедро делился конфетами из холщового мешочка. О чем они говорили я так и не узнала, как и не узнала кто и как все это организовывает – бесплатные подарки детям, костюмы? Мэрия деревни на 900 жителей? Сами «ряженые»? Думаю, есть в этом участие и тех и других, но важнее всего – увлеченность людей идеей делать что-то приятное и интересное, для себя и для других.

      А потом был рыцарский турнир. Толпа вокруг площади, на которой он происходил для меня была интереснее битв на мечах и булавах, потому что все собрались в одном месте, даже кузнецы оставили свою кропотливую работу. Как ни странно, туристы вроде нас смотрелись не лишними на этом средневековом празднике в общей толпе, все как-то гармонично оттеняли друга друга – джинсы и кольчуги, забрала и шляпы, мини юбки и шлейфы. «Все смешалось в доме Облонских». Ах, если бы Лев Николаевич мог знать, как на самом деле может все смешаться – века, эпохи, убранства, нации в одной маленькой стране, в крохотной деревушке.

      И я вот думаю, а не перевоплотится ли мне на следующий год все таки в принцессу, хоть не надолго, под Рождество?

      все фотографии с этой поездки можно посмотреть здесь.