Про ручную художественную ковку.

Аватар пользователя repace

Написать статью про художественную ковку меня побудило общение с моим товарищем, который сказал, что видел по телевизору передачу про казанских кузнецов. Сам я телевизор сейчас смотрю очень мало и этой передачи не видел, поискав в сети видеозаписи этой передачи не нашел, найду, обязательно дам ссылку.

С художественной ковкой у сменяя связано очень много воспоминаний, так как я начинал свою послеармейскую работу в кузнице. Двадцать лет назад ремёсла в Татарстане находились в страшном упадке, в промышленных масштабах функционировали только цех художественной керамики Шубина, Арское производственное объединение, которое специализировалось на кожаной аппликации, выполненной тамбурным швом, и Казанский комбинат художественных промыслов, выпускающий незамысловатые поделки из дерева и папьемаше.

Кооперативное движение в конце восьмидесятых только набирало обороты и специализировалось на цветастых тряпках, чтобы насытить рынок людей, изголодавшихся по ярким краскам, носящих серые штаны и польта.

В Казани на тот момент была одна кузница, которая специализировалась на реставрационных работах, в ней работал Сергей Ершов, ученик Суздальского кузнеца Вячеслава Басова, 79 клинков которого в конце 70-х годов ХХ века произвели настоящий фурор в ЮНЕСКО.

Сейчас другое время, другое дело, кузнечных мастерских расплодилось, как грибов после дождя. Понятное дело, был бы спрос, будет и предложение. Я знаю в Казани четыре маленьких кузницы и два предприятия более крупных. Вся реклама пестрит объявлениями о «высокохудожественной ковке ручной работы».

Понятное дело, что для обывателя, то что "из железа и загнуто" – все ковка. Так давайте же разберемся, что есть что и «где собака порылась», как говаривал Михаил Сергеевич Горбачев. Как отличить ручную ковку от машинного гнутья, собранного на электросварку, выдаваемую за ручную работу.

Начнем с ручной ковки и ее характерных отличительных особенностей.
Элементы деталей кованного изделия выковываются из профиля, так называемая протяжка. Они могут коваться как в ручную, так и под пневмомолотом. Эти элементы имеют различную толщину в сечении, которая плавно меняется, подчеркивая пластику линий орнамента.

В машинной ковке элемент изготовлен из профиля одного сечения, и все элементы одного типа похожи друг на друга, как близнецы-братья.

Элементы крепления кованных работ, уважающих себя мастеров никогда не собраны на электросварку (исключение составляют определенные виды металлопластики). Настоящая работа ручной ковки собрана на заклепках, хомутах или резьбовом крепеже. Все элементы крепления представляют из себя дополнительные декоративные элементы. Более того, традиционные (не сваркой) методы крепления создают истинную тектонику кованного произведения, как то, плавное сопряжение линий, приливы и утолщения деталей в местах пересечения, или стыка под углом.

Многие современные мастерские, которые километрами выпускают «ручную» ковку осуществляют сборку своих изделий на банальную электросварку, не заботясь даже о зачистке сварных швов.

Хочу сказать о цене работы. Не может Художественная ручная ковка стоить дешевле 500 долларов за квадратный метр композиции, уж слишком много сил и энергии требует эта непростая, хотя и увлекательная работа!

И в конце несколько иллюстраций:

Ворота Президентского дворца в Казанском кремле.

Изделие от «армянских друзей». Автор проекта архитектор Лиля Иванова вовсе не виновата, по ее проекту элементы решетки должны были изготавливаться из полосы сечением 32х6. Решетка была бы намного легче, а линии рисунка смотрелись бы массивнее. Но «мастера» честно признались, что в их гидопресс входит профиль не шире 25 миллиметров, а полосу поперек они вообще гнуть не могут, поэтому сделали элементы из квадрата 22х22. В итоге ворота получились абсолютно «прозрачными».

Фрагмент кремлевских ворот

Типичные признаки «машинной ковки»

  1. Когда элементы сборки крепятся «встык под 900» и на электросварку. Смотрится очень неестественно!
  2. Хомут «для вида». Не может хомут такого сечения нормально удерживать детали, собрали на электросварку и сверху поставили бутафорию.
  3. Собранное на электросварку завершение волюты. «По умному» надо было профиль расплющить и вырубить из лепешки завершение, затем его подогнуть, вид был бы совершенно иным.

Ручная ковка

Здесь и без слов все видно.

С уважением И.Репин