Вы когда нибудь задумывались сколько на свете существует человечество? Не будем говорить о неандертальцах и пятикантропах, а скажем Homo sapiens? Порядка ста тысяч лет. А сколько из этого времени люди знают металлы? Считается, что первые металлические изделия появились в долине Нила и Месопотамии шесть тысяч лет назад, это получается примерно 94% времени своего существования люди обходились без меди, бронзы железа, тем более без алюминия, титана и других металлов, вошедших в нашу жизнь за последние двести лет.
А теперь представьте, что из вашей жизни убрать всё металлическое. Инструменты, посуду, машины. Но, ведь люди жили, и не просто жили, а увеличивали население, совершенствовали технологии, одомашнивали скот, изобретали. И всё это во многом благодаря внешне некрасивому, но чудесному материалу - минералу кремень.
Кремень обладает тремя очень важными свойствами:
Именно поэтому в любом музее вы можете найти кремнёвые орудия труда древнего человека. И камень не сразу ушёл со сцены исторических материалов. Долгие тысячелетия наряду с медными и бронзовыми орудиями труда сосуществовали и каменные кремнёвые. И только с наступлением железного века этот камень перестают применять. Да и то кремень в огниве, кремень в мушкете использовали до середины девятнадцатого века.
Мы сейчас пользуясь инструментами, сделанными на заводах, такими острыми, такими точными, такими твёрдыми и специализированными и плохо себе представляем как делались орудия труда из камня, а так же, как ими работали. Но ведь были времена, когда всё это было повседневной обыденностью. И каждый человек мог изготовить скребок или каменный резец. Наконечник копья или нож. Конечно у кого то это получалось лучше, а у кого то, хуже, но в среднем, каждый человек владел техникой обработки камня и мог пользоваться такими орудиями.
Казалось бы, всё это далёкое прошлое. И в наши дни, мы проходим в музеях мимо витрин с невзрачными камешками, равнодушно скользя по ним взглядом. Кого они трогают?! Особенно если в соседних витринах расположены оружие или украшения. Но, если на ваших глазах мастер раскалывает кремнёвый желвак, нанося удары специальным отбойником, сделанным из рога лося, если, подготовив ударную площадку, он откалывает тонкие и острые пластины, предлагая вам попробовать себя в роли древнего человека, изготовив этими пластинами примитивное охотничье оружие. Если у вас хватит решимости довести дело до конца, то вы совсем другими глазами взгляните на то, что служило человечеству 9/10 времени его существования.
В сущности, всё вышесказанное и есть основная идея музейного занятия «Когда камень был металлом», оно рассчитано на школьников, изучающих древнюю историю, то есть на 5-7-й класс. Или просто на школьников.
Я стою со школьниками, в одной руке у меня желвак кремня, в другой -
костяной молоток для раскалывания камня.
Игра в древних людей - это занятие-погружение в далёкие первобытные времена. Люди тогда жили племенами. Племена состояли из родов. И группа школьников делится на рода. Выбирают себе тотем. «Тотем» - это слово обозначающее предка от которого произошёл их род. Как правило, люди думали, что они произошли от сильного и могучего животного, или птицы. Род медведя, род оленя, род лося.
Необходимые для занятия материалы: куски кремня, куски кожи,
готовые костяные наконечники и большой мосол-молоток
для расколотки кремня.
Детям предлагается изготовить охотничьи копья. Прямо здесь, за 20 минут. Для этого выбирается старейшина каждого рода, который руководит работой своих сородичей. Две девочки получают куски кожи и каменные скребки. Им предстоит снять слой внутренней «мездры»- слоя жира и мяса, остающегося на шкуре животного, после снятия её с туши животного. (Роль мездры с успехом выполняет маргарин), и нарезать ремни для крепления наконечника копья к древку.
Кремневый скребок для очистки мездры кожи от жира и грязи.
Ребята отрезают от кожи ремешок, один держит кусок и оттягивает отрезок,
второй режет кремневым отщепом.
Пара мальчиков получает древко, которое необходимо подготовить к укреплению на нем наконечника копья. Для этого надо до половины перепилить его в определённом месте, пользуясь каменными пластинами, такими как в витринах в музее. Но эти пластины делаются прямо на месте, мастером - руководителем игры.
Мальчики делают поперечный надпил на древке кремневым отщепом.
Один держит, другой пропиливает.
Пропил сделанный каменным резцом.
Расщепление древка кремневым клином.
Окончательная сборка дротика. Костяной наконечник вкладывается
в расщеп и туго обматывается кожанным ремешком.
Наконечники даются прямо на месте. И закрепляются детьми самостоятельно, после объяснений мастера, как это делается. И вот копьё готово. Так делают копья в каждом роду.
Выбирается охотник, каждый у своего рода, и он выходит на охоту с тем оружием, что сделали его соплеменники, специальная мишень из шкуры животного служит ему целью. Нужно нанести удар, да так, что бы копьё не развалилось и пробило шкуру. У многих получается.
Соревновательность, совместная работа, получение результата прямо на месте, использование только натуральных материалов и, разумеется, работа опытного мастера-ведущего занятия, создают атмосферу интересного погружения в историю древнего мира. Это позволяет по другому взглянуть на самые обыкновенные, казалось бы вещи.
Занятие «Когда камень был металлом», посвящённое первобытным способам производства проводится сотрудниками отдела научной реконструкции .
Ваш Хабар-Мурза (Владислав Хабаров)