Когда камень был металлом

Аватар пользователя Владислав Хабаров

Вы когда нибудь задумывались сколько на свете существует человечество? Не будем говорить о неандертальцах и пятикантропах, а скажем Homo sapiens? Порядка ста тысяч лет. А сколько из этого времени люди знают металлы? Считается, что первые металлические изделия появились в долине Нила и Месопотамии шесть тысяч лет назад, это получается примерно 94% времени своего существования люди обходились без меди, бронзы железа, тем более без алюминия, титана и других металлов, вошедших в нашу жизнь за последние двести лет.

А теперь представьте, что из вашей жизни убрать всё металлическое. Инструменты, посуду, машины. Но, ведь люди жили, и не просто жили, а увеличивали население, совершенствовали технологии, одомашнивали скот, изобретали. И всё это во многом благодаря внешне некрасивому, но чудесному материалу - минералу кремень.

Кремень обладает тремя очень важными свойствами:

  1. он очень твёрдый,
  2. он легко колется и края сколов очень острые,
  3. его легко найти почти повсеместно.

Именно поэтому в любом музее вы можете найти кремнёвые орудия труда древнего человека. И камень не сразу ушёл со сцены исторических материалов. Долгие тысячелетия наряду с медными и бронзовыми орудиями труда сосуществовали и каменные кремнёвые. И только с наступлением железного века этот камень перестают применять. Да и то кремень в огниве, кремень в мушкете использовали до середины девятнадцатого века.

Мы сейчас пользуясь инструментами, сделанными на заводах, такими острыми, такими точными, такими твёрдыми и специализированными и плохо себе представляем как делались орудия труда из камня, а так же, как ими работали. Но ведь были времена, когда всё это было повседневной обыденностью. И каждый человек мог изготовить скребок или каменный резец. Наконечник копья или нож. Конечно у кого то это получалось лучше, а у кого то, хуже, но в среднем, каждый человек владел техникой обработки камня и мог пользоваться такими орудиями.

Казалось бы, всё это далёкое прошлое. И в наши дни, мы проходим в музеях мимо витрин с невзрачными камешками, равнодушно скользя по ним взглядом. Кого они трогают?! Особенно если в соседних витринах расположены оружие или украшения. Но, если на ваших глазах мастер раскалывает кремнёвый желвак, нанося удары специальным отбойником, сделанным из рога лося, если, подготовив ударную площадку, он откалывает тонкие и острые пластины, предлагая вам попробовать себя в роли древнего человека, изготовив этими пластинами примитивное охотничье оружие. Если у вас хватит решимости довести дело до конца, то вы совсем другими глазами взгляните на то, что служило человечеству 9/10 времени его существования.

В сущности, всё вышесказанное и есть основная идея музейного занятия «Когда камень был металлом», оно рассчитано на школьников, изучающих древнюю историю, то есть на 5-7-й класс. Или просто на школьников.


Я стою со школьниками, в одной руке у меня желвак кремня, в другой -
костяной молоток для раскалывания камня.

Игра в древних людей - это занятие-погружение в далёкие первобытные времена. Люди тогда жили племенами. Племена состояли из родов. И группа школьников делится на рода. Выбирают себе тотем. «Тотем» - это слово обозначающее предка от которого произошёл их род. Как правило, люди думали, что они произошли от сильного и могучего животного, или птицы. Род медведя, род оленя, род лося.


Необходимые для занятия материалы: куски кремня, куски кожи,
готовые костяные наконечники и большой мосол-молоток
для расколотки кремня.

Детям предлагается изготовить охотничьи копья. Прямо здесь, за 20 минут. Для этого выбирается старейшина каждого рода, который руководит работой своих сородичей. Две девочки получают куски кожи и каменные скребки. Им предстоит снять слой внутренней «мездры»- слоя жира и мяса, остающегося на шкуре животного, после снятия её с туши животного. (Роль мездры с успехом выполняет маргарин), и нарезать ремни для крепления наконечника копья к древку.


Кремневый скребок для очистки мездры кожи от жира и грязи.


Ребята отрезают от кожи ремешок, один держит кусок и оттягивает отрезок,
второй режет кремневым отщепом.

Пара мальчиков получает древко, которое необходимо подготовить к укреплению на нем наконечника копья. Для этого надо до половины перепилить его в определённом месте, пользуясь каменными пластинами, такими как в витринах в музее. Но эти пластины делаются прямо на месте, мастером - руководителем игры.


Мальчики делают поперечный надпил на древке кремневым отщепом.
Один держит, другой пропиливает.


Пропил сделанный каменным резцом.


Расщепление древка кремневым клином.


Древко дротика расщеплено.


Окончательная сборка дротика. Костяной наконечник вкладывается
в расщеп и туго обматывается кожанным ремешком.

Наконечники даются прямо на месте. И закрепляются детьми самостоятельно, после объяснений мастера, как это делается. И вот копьё готово. Так делают копья в каждом роду.

Выбирается охотник, каждый у своего рода, и он выходит на охоту с тем оружием, что сделали его соплеменники, специальная мишень из шкуры животного служит ему целью. Нужно нанести удар, да так, что бы копьё не развалилось и пробило шкуру. У многих получается.

Соревновательность, совместная работа, получение результата прямо на месте, использование только натуральных материалов и, разумеется, работа опытного мастера-ведущего занятия, создают атмосферу интересного погружения в историю древнего мира. Это позволяет по другому взглянуть на самые обыкновенные, казалось бы вещи.

Занятие «Когда камень был металлом», посвящённое первобытным способам производства проводится сотрудниками отдела научной реконструкции .

Ваш Хабар-Мурза (Владислав Хабаров)