Как я начал осваивать технологию литья из бронзы

Аватар пользователя repace

музейная витрина с моими работами      Отливать изделия из легкоплавких оловянных сплавов я пробовал еще в школе. Ничего сложного, тем более расплавить олово или свинец можно на газовой плите. Медные сплавы, а тем более бронза плавятся при более высоких температурах 850-950оС. А для того, что бы хорошо залить металл необходимо расплав перегреть выше температуры плавления еще градусов на 150-200. Вот этих градусов, как всегда чуть-чуть и не хватает!

      Первые опыты я ставил с лабораторной муфельной печью. Она ели-ели набирала 900оС. Латунь плавилась, но в формы заливаться толком не хотела… я уж и формы подогревал, и коптил их, но нехватка несчастных 100оС сводила на нет всю предыдущую работу по формовке изделия. В тонких местах металл не хотел протекать.

      Близилось лето и ежегодная поездка с Владиславом Хабаровым в детский палаточный лагерь. В этом лагере я сооружал полевую кузницу и решил расплавить медные сплавы на кузнечном горне (меха были готовые, еще с прошлых поездок). На древесном угле можно нагнать температуру до 1100-1200оС на каменном угле до 1500-1600оС.

      Как я упоминал ранее, мы уже вели работы по реконструкции и изготовлению музейных экспонатов для Национального музея РТ. Одним из экспонатов, новодел которого необходимо было изготовить, являлся бронзовый кельт. Кельт – это бронзовое навершие деревянной мотыги, которая могла служить и топором и оружием. Этакая многофункциональная штуковина.

Древние кельты и мой новодел      Я держу в руках изящный бронзовый предмет, который мой предок 2500 лет назад изготовил своими руками, с помощью огня и своего таланта! Внимательно разглядывая его, пытаюсь понять, как мастер делал форму, как заливал расплавленный металл. Фрагменты форм в музее тоже хранятся… хоть бы на несколько минут перенестись в те далекие времена, хоть бы одним глазком глянуть на работу древнего литейщика!

      Задача передо мной стоит не из легких. В полевых условиях, без электричества и современных инструментов повторить за две недели виртуозную технику литья, которая оттачивалась веками, нюансы и секреты которой канули во мраке веков. В эпоху научно-технического прогресса, как ни странно, утеряны многие приемы, которыми пользовались наши далекие предки. Я посмотрю, как вы разведете огонь без спичек и зажигалок, как это сделать теоретически слышали многие, а кто пробовал это сделать!?

      Сначала я изготовил из глины литейные тигли и слепил две пары полуформ (одна пара полуформ на фотографии). После сушки притер полуформы друг к другу, что бы не было зазора и палочкой процарапал штриховой рисунок на стенках форм. После этого осторожно обжег тигли и формы в горне, постепенно поднимая температуру угля дутьем.

      Кельт пустотелый, что бы можно было насадить его на деревянную мотыгу, толщина стенок 1-1,5мм. Значит в форму придется вкладывать стержень, который заполнит собой объем. Этот стержень должен быть достаточно прочный, что бы не разрушиться под напором жидкого металла, и в то же время он должен легко извлекаться из отливки.

      Я решил его сделать из песчано-глинистой необожженной смеси. Взял форму, связал ее веревочкой и стал набивать в нее полусухую, хорошо перемешанную песчано-глинистую смесь, утрамбовывая смесь палочкой в полости формы. Заготовив для формы с десяток стержней, я оставил их сушиться. Это было не просто, дождь шел каждый день по два раза (за всю смену было два дня без дождя – день приезда и день отъезда:)

      После того, как стержни высохли, я деревянным ножом срезал с их поверхности слой толщиной 2 мм, как раз на толщину стенки отливки и вырезал два литника сверху, что бы заливать металл. Все было готово для пробной отливки.

      Бронзу я сам из руды не выплавлял, взял медь и олово, и в пламени горна их сплавил в литейном тигле в пропорции 1:10. Слой расплава присыпал сверху толченым древесным углем, что бы не выгорало олово и не остывал расплав. Размешивал расплав деревянной палочкой, она обугливалась, но в то же время раскисляла металл.

      То ли расплав недогрелся, то ли за ночь формы отсырели, но во время отливки половинка формы треснула и металл заполнил ее не всю. Дмитрий Бугров у меня это все отобрал и куда-то аккуратно убрал, благодаря ему мы можем наблюдать этот экспонат в экспозиции музея. К слову сказать, очень много находок кельтов с аналогичными дефектами и характерными непроливами в верхней части (у горла).

      Просушив как следует оставшиеся формы и стержни я приступил к плавке и лигатуре следующей партии бронзы, решив нагреть ее посильнее. Во время заливки расплава в форму он рванул (натуральным образом), может влага опять попала в форму, может еще по какой причине. Стержень раскрошился, но стенки формы выдержали, эту парку полуформ я сделал потолще (она как раз на фотографии «в развороте»).

      Не дожидаясь пока форма остынет, я вложил в нее следующий стержень и залил расплавленный металл. Эта отливка удалась на славу. В собранном виде, насаженный на деревянную рукоятку этот кельт занял свое место на манекене Ананьинского воина.

      Процесс работы фотографировала Лиля Сотникова, если у нее сохранились эти фотографии они займут свое положенное место в этой статье и будут ее украшением и иллюстрацией.

Ваш И.Репин