Массы из папье-маше

Аватар пользователя Домовенок

      Папье-маше считается старейшей из всех пластических масс. Представляет собой массу из прессованной измельченной и разваренной бумаги, смешанной с каким-нибудь связующим и наполнителем (например, мел, глина, известь, гипс, асбест, измельченное тряпье). Масса после просушки сохраняет приданную ей форму, становится твердой и водонепроницаемой. Изделия из папьемаше по прочности не уступают деревянным, каменным и др. материалам.

      В прежнее время для изготовления папье-маше в качестве сырья пользовались исключительно бумажными отбросами. В настоящее время главнейшим сырьем служит фабричная целлюлоза; бумажные же отбросы применяются лишь при небольших производстах. Кроме полученной путем химической обработки целлюлозы, применяют также механически обработанную древесную массу; в большинстве же случаев употребляют смесь из целлюлозы и древесной массы с примесью бумажных отбросов. В основном изготовление этой массы необычайно просто.

      Бумажные отбросы размельчают, размачивают в воде, замешивают со связующим веществом и наполнителями в однообразную кашу и прессуют в формах. Связующими веществами обычно служат клеевая вода, крахмальный клейстер, квасцы, дубильные вещества и пр. Одним из распространенных методов изготовления папье-маше является следующий.

      В 240 вес. ч. равномерно размельченной бумажной массы прибавляют 360 вес, ч. тонкоразмолотого мела. Затем прибавляют к этой смеси клеевой раствор, приготовленный из 60 вес. ч. костяного клея и 240 вес. ч. воды. Полученную массу отцеживают и отпрессовывают; полученную при этом воду
заваривают 30 вес. ч. крахмальной муки. К этому крахмальному клейстеру прибавляют 8 вес. ч. табачной протравы и смешивают все это с бумажной массой. Затем массу в течение продолжительного времени месят, выкатывают листы, которые, наконец, и прессуют в формах.

      По другому способу бумажные отбросы или целлюлозу размягчают в течениедолгого времени в горячей воде и затем перемешивают, пока она не размельчится. Затем замешивают довольно густо гипс в теплом растворе клея, прибавляют туда бумажную массу, хорошо перемешивая ее. Далее массу разводят клеевым раствором, пока она не станет достаточно жидка и легка для обработки. При помешивании нужно тщательно следить за тем, чтобы не образовывались комочки, К замешанному с клеем гипсовому тесту нужно прибавлять не более трети бумажной каши. В зависимости от размеров предмета это количество все же может быть изменено в ту или иную сторону. Нужно иметь в виду, что при затвердевании масса увеличивается в объеме. Следующие соотношения дают хорошие массы, годные к отливкам:

  • 30 объемных частей гипсового теста и 15 объемных частей бумажной массы, тщательно перемешанные, дают после разведения довольно слабую, применимую для легко высыхающих вещей массу; она обладает твердостью мягкого дерева и легко поддается обработке.
  • 30 объемных частей гипсовой каши и 12 объемных частей бумажной каши.
  • 30 объемных частей гипсового теста, 10 объемных частей бумаги и 5 объемных частей сланцевой муки. Масса получается довольно твердая.
  • 30 объемных частей гипсового теста, 8 объемных частей бумаги и 8 объемных частей сланцевой муки. Эта масса затвердевает немного быстрее других.
  • 30 объемных частей гипсового теста, 10 объемных частей сланцевой муки и 5 объемных частей бумажной массы.
  • 40 объемных частей гипсового теста и 5 объемных частей бумаги. Эта масса для более крепких вещей быстро высыхает, не легко разламывается и так же тверда, как дерево.

      Сланцевую муку можно также заменить мелом. При пользовании этими рецептами массу наливают в обмазанные льняным маслом формы, причем тонкие предметы так затвердевают за 5-10 минут, что их можно уже вынимать из форм. Более крепкие предметы требуют большего времени — от I до 2 часов — потому, что клей не так скоро застывает. Если масса в формах становится такой эластичной, как резина, и, следовательно, предмет можно вынуть, то клей затвердел. Гипс схватывается вследствие присутствия клея лишь по истечении нескольких часов. Кроме этого, бумага вследствие своей гигроскопичности затягивает процесс схватывания гипса, поэтому отливки, содержащие слишком много бумаги, находятся в гибком эластичном состоянии до тех пор, пока гипс схватится, что продолжается несколько дней. Массы поддаются также любой прокраске посредством прибавления к тесту при замешивании красящих веществ.

      Смешивают в соответствующем сосуде 50 вес. ч. тонкоразмолотого и отмученного глинистого сланца, 20 вес. ч. бумажной массы и 30 вес. ч. жженного гипса с достаточным количеством воды и замешивают в хорошо промешанную жидкую кашу.

  • По другому способу бумажные отбросы или целлюлозу размягчают в течение 2 объемные части, извести, 6 объемных частей глины, 2 объемные части бумаги, 1 объемная часть столярного клеял и 3 объемные части льняного масла.
  • 2 объемные части глины, 3 объемные части бумажной массы, 2 объемные
  • части клея.

      Массу наливают в закрытые пустые формы, предварительно смазанные каким-либо жирным веществом, тонкоразмолотым сланцем или гипсовым порошком. По истечении нескольких минут пребывания в формах налитой массы образуется более или менее прочная корка, после чего сливают излишнюю еще жидкую массу из форм и вынимают из них изготовляемый предмет. После
удаления из него водных частей посредством сушки предмет можно далее обрабатывать обычным образом для придания ему соответствующих крепости и прочности, и, наконец, покрыть его любыми красками, лаками, парафином, воском, каучуком и т.п.

  • 60 вес. ч. бумажной массы, 20 вес. ч. порошка канифоли, 5 вес. ч. касторового масла и 5 вес. ч. глицерина, 10 вес. ч. красящих и наполняющих веществ и 4 вес. ч. копалового лака. Эту смесь разбавляют таким количеством спирта, что получают пластическую массу, годную для прессования в формах.

      Так называемое папье-маше из слоновой бумаги представляет собой слои непроклееной бумаги, наложенные друг на друга, причем между слоями в качестве связующего средства наносят раствор резинитового лака. Сложенную таким образом бумагу пропускают под определенным давлением между нагретыми вальцами. Работу заканчивают лакированием.

      Для всех предметов из папье-маше существенное значение имеет последую щая обработка, которая состоит в лакировании янтарным или цапоновым лаком. Другим видом обработки является пропитывание скипидаром или олифой и дубление поверхности таннином, квасцами, формальдегидом и т.п.

      Широкое распространение имеют также глинистые массы из папье-маше. В этом случае масса представляет собой смесь бумажной массы с 25—30% глины. Связующим средством в данном случае служит казеин.