Приготовление искусственного жемчуга при помощи жемчужной эссенции

Изображение пользователя Домовенок.

      При этом способе массивные шарики (бусы) нанизываются на нитки и укрепляются рядами на раме. Эту раму с бусами опускают в желатиновый раствор, замешанный с жемчужной эссенцией. Если слой получился слишком тонкий, операцию повторяют еще один раз. Для придания большей прочности полученному слою, а также чтобы сделать его не растворимым в воде, его обрабатывают различными растворами. Для этой цели применяют формальдегид (формалин), таннин, хромовую кислоту и ее соли (например двухромовокислый калий), квасцы и др. При обработке хромовыми солями желатин не сразу становится нерастворимым, а только после того как его подвергают действию дневного света. Для придания большей твердости применяются обычно квасцы.

      Впрочем и формальдегид, и таннин, и хромовые соли придают желатину достаточную твердость. Раствор формальдегида применяют 10-20%-ный, т.е. продажный формалин разводят 2-4 объемами воды. При пользовании квасцами или двухромовокислым калием применяется 10%-ный раствор, причем предметы погружаются в раствор на несколько минут.

      Практикуется некоторое видоизменение этого метода. Бусы опускают в желатиновый раствор и после высыхания слоя погружают в крепкий раствор цинкового купороса, хлористого аммония или сернокислого натрия. После высыхания наносится при помощи мягкой кисточки тонкий слой жемчужной эссенции, а затем поверх высохшего жемчужного слоя наносится снова слой желатина. Этот способ хлопотливый, и вряд ли он рентабелен.

Способ изготовления жемчужных бус с применением целлулоидного (цапон) лака

      Вместо желатина можно применять в качестве связующего средства различные лаки. Наилучшими для данной цели оказались целлулоидные лаки. В отличие от приведенных выше способов этот способ состоит в том, что путем смешивания жемчужной эссенции с целлулоидным лаком получают жемчужный пат, которым несколько раз покрывают поверхность стеклянного или фарфорового шарика. Покрытие производят обычным опусканием шарика, насаженного на иголку, в ванночку с патом или обрызгиванием из пульверизатора. Сушат при температуре 30-40°С.

      Обычно же работу ведут, как указано, причем лак перед употреблением смешивается с небольшим количеством жемчужной эссенции (примерно от 5 до 10 см3 на 200 см3 лака). Практически процесс работы проводится следующим путем.

      Заготовляют десять деревянных пластинок, величиной от 9x12 см до 30x40 см (в зависимости от масштаба производства). На дощечках укрепляют воткнутые насквозь иголки, которые насажены остриями в одну сторону на расстоянии одна от другой примерно в 1 см (на дощечки в 9x12 см таким образом насаживается примерно сотня иголок). Иголки следует приобретать толстые, идущие на крупные нитку, с таким расчетом, чтобы насаженная на иголку бусинка, укрепляясь на ней, не соскальзывала бы вниз, а острие иголки слегка выходило бы из другого отверстия бусинки. Когда иголки насажены, легкими ударами молоточка выравнивают все иголки так, чтобы острия были на одном уровне. Затем на все 10 дощечек насаживают стеклянные или фарфоровые шарики (бусинки) и приготавливают в обыкновенной фотографической стеклянной ванночке смесь лака с жемчужной эссенцией (как указано выше), которую некоторые называют «патом» (иные называют «патом» жемчужную эссенцию без лака). Размер ванночки должен быть по размеру дощечек, иначе расходование пата будет неэкономным.

      Прочно насаженные на иголки бусинки опускают в ванночку на одно мгновение, затем дощечку поворачивают остриями вверх, отставляют в сторону и такую же операцию проделывают со следующей дощечкой и т.д. Когда покрыта будет последняя дощечка, бусинки, укрепленные на первой дощечке, уже подсохнут и эту же операцию повторяют снова раз 6-7-8, а иногда и до 10-12 раз (в зависимости от качества лака, эссенции, покрытия и т.д.), причем последние два раза покрывают одним лаком без жемчужной эссенции, или так, как указано выше (покрывают разными лаками: резинитовым и другими).

      Следует только иметь в виду, что каждое последующее покрытие может быть произведено только после окончательной и безусловной просушки бус от предыдущего покрытия. Когда бусинки готовы, их нанизывают на прочные нитки, выбрасывая брак и очищая в случае нужды небольшие комочки возле отверстий. В зависимости от величины бусинок на массивное ожерелье идет от 100 до 300 бусинок. Стекло и фарфор (шарики) следует использовать массивные.

      Для корраловых бусинок применяют цветной коллодий, который также имеется в продаже. Этот коллодий примешивается к лаку, как указано выше. Для цветных ожерелий любой расцветки можно применять соответствующего цвета анилиновый краситель, который в очень незначительном количестве добавляют к лаку при его приготовлении.